- ОСЕТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОСЕТИ́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература осетинского народа на осетинском языке. Есть предположения, что прямые предки современных осетин аланы имели письменность еще в V в. н. э.; средневековое аланское царство было разгромлено монголо-татарским нашествием, и культурная традиция оборвалась. Духовную жизнь осетинского народа отразил фольклор: нартский (нартовский) эпос, сказания о героях-даредзанах, сказки, песни, пословицы, притчи, предания и таураги (были).
С середины XVIII в. в национальном самосознании осетин укрепляется идея необходимости экономической, политической и культурной ориентации на Россию, присоединения к Российскому государству. Создается осетинская письменность на основе русской графики, а в 1798 издана первая книга на осетинском языке («Краткий катехизис»). Публицисты 6070‑х гг. XIX в. стремились защитить горцев от нравственной дискредитации со стороны поборников самодержавия и дать русскому читателю верное историко-культурное представление о горских народах; они пропагандировали необходимость выработать новые представления о достоинстве личности, преодолеть узость патриархального мышления, сохранив лучшие черты родовой нравственности.
Самый значительный художник, мыслитель и общественный деятель XIX в. К. Хетагуров, создавший поэтические произведения, проникнутые идеологией революционного демократизма. В начале XX в. появилась национальная пресса. Создателями национальной драматургии и прозы стали Е. Бритаев, А. Коцоев, Ц. Гадиев и др. Они ввели в О. л. новые проблемы и новых героев борцов за национальную и социальную свободу. Жесткая цензура, убыточность книгоиздания (при малочисленности читателей) подавляли творческую энергию литераторов.
Установление в Осетии Советской власти создало условия для всестороннего развития О. л. Произведения таких писателей, как Гадиев, Г. Бараков, Коцоев, Нигер (И. Джанаев), С. Кулаев, К. Дзесов, были проникнуты пафосом борьбы за революционные преобразования. В 1924 1925 при Московской ассоциации пролетарских писателей была организована группа «Зиу» (в которую вошли осетинские пролетарские писатели), выпустившая в 1925 и 1927 коллективные сборники. После образования в 1924 Северо-Осетинской АО улучшилась издательская деятельность. 30‑е гг. характеризуются появлением крупных эпических произведений, оживлением драмы. Основные темы О. л. этих лет жизнь села в период коллективизации, история народа. Успехов достигла поэзия, особенно в жанре поэмы (М. Камбердиев, Х. Плиев, Нигер). Во время Великой Отечественной войны многие осетинские писатели были на фронте, военная тематика преобладала во всех жанрах литературы. В послевоенные годы появляются эпические произведения, осмысляющие исторические вехи жизни народа (романы Е. Уруймаговой, Д. Мамсурова). Современности посвящены многие романы и повести 6070‑х гг. (М. Цагараев и др.). Новые поэтические произведения создают Г. Кайтуков, Г. Дзугаев, Г. Плиев, Гафез, А. Царукаев, Б. Муртазов, Р. Асаев, Н. Джусойты. Развивается литература для детей, крепнут связи с литературами народов СССР.
Литературная периодика: журналы «Фидиуаг» (с 1927), «Мах дуг» (с 1934).
Литература:
Ардасенов Х. Н., Очерк развития осет. литературы. Дооктябрьский период, Орджоникидзе, 1959;
Очерк истории осет. советской литературы, Орджоникидзе, 1967;
Джусойты Н. Г., История осет. литературы, кн. 1, Тб., 1980.Н. Г. Джусойты.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.